Вверх страницы










Вниз страницы

Храм во имя св. Марии Магдалины в г. Нальчике

Конкурсный проект. Вторая премия.
Выполнен в 2003г.




Здание храма задумано как единство функции, конструкции и композиции и отвечает каноническому конструктивному принципу крестово-купольной архитектуры. Купол в таком храме сооружается в середине здания на барабане, возвышающемся над всей постройкой.

Что же касается главной темы купольного храма, то она решается так, чтобы создать эффект чуда. Подлинная сила опор и арок скрывается от глаз зрителя, полукупола и паруса возносятся вверх, словно бы движимые одним только ритмическим порывом и купол кажется парящим в воздухе. Выразительность архитектуры становится здесь чем-то неземным, создается нечто, кажущееся невероятным. Понять, что и как укреплено и связано в таком здании кажется недоступным и невозможным. В этой архитектуре тема предметных, физических законов природы, познанных человеком и опоэтизированных его творческой фантазией, замещается представлениями более сложного порядка.

Авторы пытаются создать такое произведение, художественный образ которого заключал бы в себе мысль о силах, превышающих естественные законы природы и разумение человека. Понятно, что такая архитектура не соразмерна человеку, и дело здесь не в величине постройки, а в том, что в этом храме создается свой художественный мир, в котором человек перестает быть мерой всех вещей. Он выглядит «великим рядовым творением», порождением некой силы, которая равно распоряжаются всем, что существует во вселенной. С представлениями об этой силе и соразмеряется художественный образ храма. Он открыт взорам людей всем богатством и многообразием своих форм, чувственным великолепием красок и материалов, изменчивым течением пространственных ритмов. Но реальные связи между ними остаются скрытыми. Предполагается, что весь этот художественный мир скрепляет некий АБСОЛЮТНЫЙ ЗАКОН, неуловимый в своей бесконечности и недоступный познанию. В эти сферы положено не проникать разумом, а возноситься с помощью веры, путем преклонения перед чудом.

Архитектура храма рождает впечатление гармонии неустойчивого, динамичного предметного мира и объединяющей его возвышенной, абсолютной идеи. Эта мыслимая гармония, выраженная в художественном образе крестово-купольного храма, не совпадает с той реальной гармонической уравновешенностью силы опор и тяжести сводов, благодаря которой существует постройка, ибо реальная конструкция здания замаскирована как раз для того, чтобы создать образ феерической гармонии.





< < <
Предыдущий по списку объект
- - - - - - - - -
Следующий по списку объект
> > >